Перевести страницу
0
Корзина пуста

Блог МАКСИМА ГРОМОВА (для обучающих и обучающихся)

Наблюдение. Следим и исправляем (мягко) ошибки


Все учителя прекрасно понимают, что речь учеников на уроке необходимо корректировать.

По-моему мнению это стоит лишь делать тогда, когда ученики отвечают при всём классе – все слышат их, и они находятся в состоянии сильного стресса. Либо, когда ученики работают в паре с учителем, и посторонних в аудитории нет.

Вот те темы, которые я постараюсь раскрыть в этой статье:

  • Содействие реальному общению
  • Проблемы при отслеживании ошибок в речи учащихся
  • Эффективный мониторинг
  • Заключение


Диалоги или полилоги студентов в парах или группах, хоть и не станут идеальным воплощением реальной речевой обстановки, всё же являются более качественным примером того, как они общаются на языке в жизни за пределами классной комнаты. Несмотря на то, что одной из обязанностей преподавателя является исправление ошибок обучающихся, делать это надо с огромной осторожностью. Учитель всегда стоит перед выбором: делать ли исправления по ходу речи, или оставить корректировки на завершение.


Содействие реальному общению


Очевидно, что учитель должен создать такую обстановку, при которой ученики будут вынуждены решать определённую задачу на иностранном языке. Плюс ко всему, учитель должен помогать в выборе средств выражения собственных мыслей учеников. Учитель должен прислушиваться к нуждам учеников, принимая во внимание нижеуказанные рекомендации и всячески, ненавязчиво, стараться улучшить использование языка. Ведь в этом и заключается цель наблюдения за говорящими.


Проблемы при отслеживании ошибок в речи учащихся


Учителя часто жалуются на то, что не могут нормально слышать речь (при наблюдении) каждого ученика, в особенности тогда, когда они задействованы в групповом или парном общении. Ещё одна трудность, с которой приходится сталкиваться – нежелание учителя вмешиваться в деятельность учеников, мешать им своим присутствием. Также может возникнуть такая сложность, как нежелание самих учеников что-либо обсуждать (личное) в присутствии взрослого человека (учителя). Давайте попробуем подробнее обозначить возможные проблемы и пути их решения:


- «Не могу подойти достаточно близко, чтобы расслышать учеников».

Крайне важно быть физически рядом с парами или группами и следить за их речью. В зависимость от класса это может быть легко, трудно или невозможно. У меня лично бывали случаи, когда я не мог приблизиться на необходимое для комфортного восприятия расстояние. Для этого я просил говорящих переместиться на более удобное для меня месторасположение. Места можно варьировать после каждого выполненного упражнения. Худо-бедно этот метод работает в местах (классах) где нет абсолютно никакой возможности оказаться рядом с говорящими.


- «Не могу разобрать, что же они говорят».

Ученики могут мямлить или по своей натуре говорить очень тихо. Аргумент таков – если вы, ребята, хотите получить знания и навыки общения, вы должны говорить чётче и громче. Это очевидный способ решения, но всё же я его упомянул, для порядка. Второй более интересный и технически сложный метод – научиться вычленять информацию, не обращая внимания на окружающую обстановку. Этот навык подвергается тренировке. Это легко тренировать, глядя на рты говорящих. Учитесь читать по губам, и вам будет легче сконцентрироваться на определённой паре учеников в классе. И если вы смотрите телевизор – делайте это без звука, тренируйтесь!


- «Не слышу ошибок».

Отличным примером может послужить случай из моего опыта преподавания. Когда люди из одной языковой среды говорят на иностранном языке, они, в сущности, совершают схожие ошибки (неправильный порядок слов, несогласованное с подлежащим сказуемое и пр.). И, конечно же, они не считают это грубыми ошибками, потому что, особенно на начальном этапе не могут понять, почему надо говорить «именно так». Никакие увещевания о том, что строй русского и, скажем, английского, совершенно разный не дают должного эффекта. При возникновении подобных противоречий нужно записать анализируемую фразу на доску и, вспоминая пройденные правила, разобрать те моменты, которые вызывают непонимание.


- «Не хочу вмешиваться в разговор»

Учащиеся могут замолчать и задать вопрос или начать говорить тише, если вы начинаете к ним приближаться. Это не становится проблемой до тех пор, пока вы с уверенность отвечаете на их вопросы и мягко «возвращаете» их к выполнению задания. Решением этого противоречия может выступить совет от Максима Громова: если вы не хотите прерывать речевую деятельность тех, кто работает в парах, не смотрите им в глаза. Серьёзно. Предупредите учеников о том, что вы будете ходить и делать пометки и не отвлекайте их от беседы на языке.


- «Я не могу фиксировать все ошибки»

А вам и не надо. Выискивайте только те ошибки, которые будут негативно влиять на результат общения в той конкретной ситуации, которую вы задаёте. И нет никакой необходимости записывать ошибки каждого отдельно взятого ученика – делайте пометки по тенденции: отслеживайте то, что применимо ко всему классу. Так или иначе, индивидуальных ошибок будет накоплено много и все их исправить не представится возможным.


Эффективный мониторинг


- Объясните ученикам, что вы делаете и зачем. Первый вопрос от вас должен быть таким: «Вы хотите, чтобы я исправлял(а) ваши ошибки, когда вы будете их совершать?». Скорее всего, вы услышите громогласное «Да!» от всех. Скажите затем, что вы будете ходить по классу с ручкой и бумагой и пометать то, что будет сказано неверно.

- Не начинайте ходить сразу же после старта упражнения. Подождите минутку, чтобы ученики почувствовали себя комфортно.

- Будьте доступными для всех групп во время речевого упражнения. Не стоит распыляться, конечно, но и не забывайте посматривать «по сторонам» - нет ли где тянущейся руки или горящих глаз, которые так и норовят задать очередной «каверзный» вопрос. Шучу, не обязательно ученикам пытаться «завалить» или задеть преподавателя, зачастую это делается неосознанно. Сохраняйте спокойствие, глубоко дышите и не забывайте, что когда-то и вы были таким (такой) же несмышлённым(ой).

- Не забывайте о том, что ваши записи должны быть разборчивыми для вас самих. Пишите чётко и разборчиво. Я обычно делю лист на 3 части: грамматика, произношение и лексика. Это очень удобно, поскольку сразу видно, на что я должен обратить внимание.


Заключение


Ваши ученики будут вам благодарны за подобного рода работу, т.к. вы не будете им надоедать своими исправлениями «на лету» (хоть они и сами того просят – не обращайте на это внимания), вы будете давать обобщённые и вместе с тем присущие определённой группе исправления (конечно, каждую ошибку отследить можно, но эффективность такой работы будет постоянно стремиться к нулю). Хорошая обратная связь в рамках урока иностранного языка – отличное подспорье при обучении.


В ожидании ваших комментариев, Максим Громов.


With lots of love.

Нет комментариев Добавить комментарий