Общение (часть первая)
Общение в группах обычно носят различный характер – от очень неформальных дружеских до строго структурированных и захватывающих обсуждений.
В обоих случаях мы имеем дело с определённым количеством специфических навыков, которые необходимы тем, кто изучает язык. Эти навыки, при должном их развитии, призваны внести большой вклад в групповые обсуждения на иностранном языке.
Рассматриваемые вопросы:
- Зачем развивать навык групповых обсуждений?
- Типы обсуждений
- Полезные второстепенные навыки для слушателей
- Организация групповых обсуждений
- Предоставление и поощрение обратной связи
- Вывод
Зачем развивать навык групповых обсуждений?
Этот навык крайне полезен в повседневной жизни, т.к. мы регулярно общаемся с друзьями, семьёй, коллегами. Это общение варьируется от неформальной болтовни о привычных вещах до более серьёзных тем, таких как обсуждение свежих новостей или задачи, которую надо решить.
- Ко всему прочему, групповое общение всё чаще используется при приёме на работу (в процессе отбора кандидатов). Формат проведения варьируется, но суть необходимых навыков присутствует в каждом из них.
- Ещё один важный пункт в копилку обсуждений в группах – возможность продолжительного говорения (и слушания), и все вытекающие из этого положительные последствия.
Типы обсуждений
Много различных вариантов возникают ежедневно вокруг нас. Варианты общения в различных группах людей при различных обстоятельствах. Эти виды «взаимодействия» можно воссоздать в рамках класса. Это такие ситуации общения, когда:
- Слушатели должны принимать решения (напр. Решить кого пригласить на вечеринку и где рассадить)
- Поделиться мнениями по определённой теме (напр. Обсудить домыслы о смертной казни)
- Создать что-то (напр. Спланировать и создать плакат, в качестве средства обратной связи по языковому курсу)
- Решить задачу (напр. Обсудить ситуации в рамках серии логических задач)
Некоторые обсуждаемые тему могут распадаться на несколько категорий, но при этом необходимо учитывать вариативность форматов, к которым слушатели могут применить свои полученные навыки.
Полезные второстепенные навыки для слушателей
Слушателям крайне важно развивать в себе способность:
- Анализировать
Этот навык может быть развит с помощью индивидуальных тем и упражнений на мозговой штурм (карты памяти Тони Бьюзена в том числе) всех возможных дополнительных тем, которые можно обсудить. Слушатели могут объединять свои записи, оценивать и анализировать релевантность каждой дополнительной темы, которую предлагают их партнёры (по обсуждению). Затем, коллективно, слушатели делают большой список (на флип-чарте) или создают карту памяти (Тони Бьюзен) и обсуждают как могут быть указанные дополнительные тематики связаны друг с другом, и, наряду с этим, приводить примеры и выдвигать свои аргументы.
- Убеждать
Этот навык полезен, когда слушателям необходимо принять решения по выполнению определённых действий (например, решить, какого кандидата принять на работу). Вот хорошее упражнение для развития этого навыка. Дать указанную тему о приёме на работу группе слушателей и попросить их принять решение, исходя из профиля идеального кандидата, для которого они должны сформировать список из 7 прилагательных. Затем слушатели перегруппировываются, и стараются убедить других, в том, что их список лучший, и сами, тем временем участвуют в формировании второго списка. Участники групп, которым удаётся сохранить свои прилагательные (ключевые навыки идеального сотрудника) объявляются победителями. Для дальнейшей работы преподаватель в течение данного обсуждения конспектирует слова и фразы, которыми пользовались студенты. Это обеспечит качественную обратную связь и работу над «ошибками».
- Контролировать эмоции
Этот навык может быть отработан тогда, когда преподаватель запускает противоречивую тему, например «Друзья важнее семьи» и затем просит выдвинуть свои решения «за» и «против». Возможны также варианты, что у кого-то не будет мнения вовсе. Слушатели должны делать пометки для дальнейшего развития обсуждения. Далее происходит разбитие по мини-группам с учётом того, чтобы в группах были различные мнения по этому вопросу. Главной задачей этого упражнения является сохранение спокойного голоса и как можно более тщательного контроля эмоций.
- Использовать функциональные советы
В зависимости от типов групповых обсуждений, которые вы планируете (как преподаватель) бывает полезно выписывать на доску или раздавать в качестве инструкций функциональные подсказки, на которые могут опираться слушатели. “Giving reasons” (выдвиньте причины), “Giving your opinion” (выскажите ваше мнение), “Agreeing or disagreeing” (согласитесь или не согласитесь) – вот примеры таких подсказок.
Организация групповых обсуждений
Необходимо учитывать несколько вещей при организации групповых обсуждений в классе, чтобы они прошли успешно.
- Выделите слушателям время для планирования ответы: индивидуально или в маленьких группах. Не стоит просто называть тему и говорить «Поехали»! Часто бывает полезным обсудить связанную с темой лексику, или функциональные подсказки, которые могут быть полезными.
- Выбирайте те темы, в которых, по вашему мнению, и вы и студенты будут чувствовать себя уверенно и заинтересованно.
- Соблюдайте баланс между вступлением и практикой.
- Используйте различные стили и типы обсуждений.
- Изменяйте размер групп.
Предоставление и поощрение обратной связи
Обратная связь может быть представлена в разном виде и варьировать её – замечательная идея. Студенты и слушатели могут наблюдать друг за другом во время групповых обсуждений и делиться обратной связью с преподавателем (по заранее оговоренным областям).
В дополнение к этому слушатели могут сделать «Коллективное обсуждение итогов», когда по окончании обсуждения все смогут выразить свою точку зрения.
Ко всему прочему работу группы можно записать на видео (если никто не против), и потом фрагментарно провести анализ в этой же группе. Некоторые находят это занятие чрезвычайно полезным.
Вывод
Как мы могли заметить, групповые обсуждения могут быть различного формата и, несомненно, полезны всем. Эти упражнения можно организовывать при подготовке к собеседованию на работу или в качестве расширенной разговорной практики с целью повышения беглости речи. Также важно учитывать дополнительные навыки, которые подключаются при таких обсуждениях и убедиться в том, что групповые обсуждения развивают и их. И наконец, варьирование и структурирование обратной связи поможет слушателям определить зоны возможного улучшения.
Благодарю вас за прочтение.
Буду счастлив видеть ваши комментарии и вопросы, я всегда открыт для обсуждений.
С любовью, Максим Громов.