Работа в парах и группах на занятиях иностранным языком
Работа в парах и группах (продолжение)
Начало по ссылке
(Сокращения для удобства: преподаватель – П, слушатель - С)
Продолжаем говорить о работе в парах в группах на уроках иностранных языков. Я привычно делаю это на примере английского языка, как наиболее популярного в сфере изучения, и, естественно, преподавания, поэтому не забывайте перекладывать рассматриваемые мною на этом блоге материалы на тот язык, который преподаёте или изучаете вы.
"Закрытые" пары
«Закрытые» пары – обычное дело в преподавании иностранного языка. Каждая современная книга побуждает слушателей формировать закрытые пары. Чего можно добиться при работе в закрытых парах:
- увеличение времени общения слушателей
- побуждение к независимости от преподавателя
- допущение индивидуальных различий в стилях обучения
- призыв к сотрудничеству
- больше время для учителя посвятить пару минут индивидуальной консультации
- снижение стресса, т.к. слушатели могут взаимодействовать в наиболее привычном формате
Учителю крайне просто организовать работу в парах, в этом их плюс. Но, зачастую возникают некоторые подводные камни, которые могут препятствовать задуманной деятельности. Чаще всего это местоположение рабочих мест слушателей, ведь большинство классов оборудованы партами и студентам приходится сидеть боком друг к другу, не видя лица. Постарайтесь, если есть возможность, сделать так, чтобы слушатели сидели друг напротив друга. Ну а если цель упражнения – выявить «секретную» информацию ,учеников можно расположить спиной к спине.
В больших классах у работы в парах есть и минусы: шум (если много человек), родная речь, болтание о вещах, не связанных с заданием, взаимная антипатия, неудобство для тех, кто заканчивает слишком рано или слишком поздно.
Теперь поговорим в работе в группах
"Открытые" группы
Учитель-Группа
Данный вид деятельности характерен для наблюдения за работой группы со стороны учителя. Он может поговорить с одной группой (для помощи и поддержки в выполнении задания). Также группа, бывает, подзывает учителя, если им что-либо непонятно, либо сообщают ему/ей свои результаты, если задание выполнено.
Группа-Группа
Этот вид взаимодействия имеет место, когда 2 группы класса общаются друг с другом на предмет обсуждения результатов. В обоих случаях учитель, скорее наблюдатель, а не участник.
"Закрытые" группы
Как и закрытые пары, закрытые группы это неотъемлемая часть в преподавании и обучении иностранному языку. Как и в упражнениях «отсутствие информации» или «обмен мнениями» работа в группах должна включать в себя обсуждения, сотрудничество и решение задач, порой в формате ролевой игры (комитет принимает решения).
Когда слушатели работают друг с другом это помогает им в большей мере почувствовать ответственность (не только перед учителем, но и перед своим другом, подругой) в освоении языка, развить речевые навыки в ситуациях, максимально приближенных к живому общению, набрать именно ту лексику, которую он/она использует в повседневной жизни. Также такая деятельность может помочь избавиться от стресса (когда учитель берёт на себя общение с каждым слушателем в классе).
От учителя требуется, прежде всего, продумать: место, время проведения, инструкции к заданию.
Удачи вам в ваших начинаниях и «продолжаниях».
С нетерпением жду ваших комментариев!
Первая часть статьи доступна по ссылке.
Sincerely yours, Maxim Gromov.