Перевести страницу
0
Корзина пуста

Блог МАКСИМА ГРОМОВА (для обучающих и обучающихся)

Общение. Правила, подсказки и секреты

(Часть 1)


В этой статье я рассмотрю вопрос о наборе навыков и компетенций (подсказок и правил) человека для достижения успеха в общении.

Во-первых, говорящему необходимо: четко произносить отдельные звуки, понимать функции языка и соблюдать условности общения.


Итак, в тезисах то, что будет рассмотрено:


  • Вместо предисловия
  • Фонологические особенности речи
  • Соблюдение правил языка
  • Паралингвистические приёмы
  • Коммуникативные функции
  • Социальное значение
  • Вывод


Вместо предисловия


Речь (общение) – это сложное действие, включающее в себя множество элементов, которые вступают во взаимодействие с целью эффективной коммуникации. Чтобы точно оценить успехи в освоении этого навыка, нам необходимо определить и изолировать каждый из этих элементов. Ниже я приведу список того, что должен уметь говорящий, чтобы его общение оказалось результативным.


Фонологические особенности речи (раскрываем секреты)


Нам необходимо четко воспроизводить особенности речи, чтобы понимать и быть понятыми. Что это за особенности:

- отдельные звуки – согласные, гласные, дифтонги (как в слове day) и трифтонги (как в слове here);

- правильное ударение в слове. Например, banana – ударение падает на второй слог, первый и третий – безударные;

- фразовое ударение – выделение интонацией слов в предложении. Например: Go to bed! Первое и третье слова под ударением, второе – нет;

- ритм речи в целом. В английском языке, как правило, ударные слоги располагаются на равных промежутках;

- интонация: восходящая, нисходящая, нейтральная, и т.д.;

- особенности связной речи, когда звуки соединяются. Например, всем известный doesn’t, или появление звука [j] во фразе I am, опущение звука [t] во фразе I don’t know, замена звука [t] на [p] в словосочетании white bag.


Соблюдение правил языка


Говорящие должны понимать и следовать правилам языка на уровне слова, предложения и текста. Что это подразумевает:

- подбор подходящих слов. Говоря, нам нужно обдумывать значение слова, его коннотации, уровень формальности, жанровость и те слова, с которыми оно обычно сочетается (словосочетания).

- использование грамматических структур для связывания предложений;

- использование особенностей общения для кратких и долгих оборотов. Например, использование таких фраз, как This is the problem…, So …, I believe ….


Паралингвистические приёмы


Те, кто говорят на иностранном языке, должны быть способны использовать паралингвистические приёмы как средство общения. Есть много определений этих приёмов, и вот те из них, которые не задействуют слова:

- невербальные средства: жесты и выражения лица

- язык тела: зрительный контакт, поза, движения головы

- изменение громкости голоса: шепот, крик, звуки, заполняющие паузы


Коммуникативные функции


Тот, кто говорит должен быть способен узнать, понять и использовать коммуникативные функции речи. В том числе:

- понимание коммуникативных функций слов и грамматики. Например, почему возможен такой диалог: А: “Did you wash up this morning?”, B: “I’ve been in bed all day with a cold”.

- также необходимо различать вариации в интонации и скорости произношения такой фразы, как например: “Do you know who I am?”

- понимание функций интонации и перемещающегося ударения: “Oh, really?” – эта фраза может быть произнесена с совершенно не похожими друг на друга интонациями, отчего расшифровать её бывает затруднительно (придётся учитывать многие факторы). Или, например, фраза “I said four apples”.

- узнавание таких структур как повторения, перифраз, паузы – понимание их функции;

- узнавание нелингвистических особенностей, таких как громкость и тон.


Социальное значение


Говорящий должен понимать и правильно использовать социальное значение речи. Не следует забывать о:

- подходящем использовании формального и неформального языка;

- том, какую коннотацию несёт в себе слово. Например, предлагаю Вам, дорогой читатель пораскинуть мозгами над словами thin, slender, skinny;

- том, как следует попросить человека что-либо сделать. Сравните: “Help me with this” и “Would you mind helping me please?”

- важности социальных факторов: статус, возраст, пол;

- принципах ведения диалога: прерывание собеседника, выдерживание пауз – всё это может разниться от страны к стране;

- правилах вступления, поддержания, управления и выхода из диалога.


Вывод


Общение включает в себя множество аспектов, как видно из вышеприведённых примеров. И успех коммуникации зависит от умения говорящего правильно ими воспользоваться.


Буду признателен вам за комментарии и пожелания.


С любовью, Максим Громов

Нет комментариев Добавить комментарий