Общение. Правила, подсказки и секреты
(Часть 1)
В этой статье я рассмотрю вопрос о наборе навыков и компетенций (подсказок и правил) человека для достижения успеха в общении.
Во-первых, говорящему необходимо: четко произносить отдельные звуки, понимать функции языка и соблюдать условности общения.
Итак, в тезисах то, что будет рассмотрено:
- Вместо предисловия
- Фонологические особенности речи
- Соблюдение правил языка
- Паралингвистические приёмы
- Коммуникативные функции
- Социальное значение
- Вывод
Вместо предисловия
Речь (общение) – это сложное действие, включающее в себя множество элементов, которые вступают во взаимодействие с целью эффективной коммуникации. Чтобы точно оценить успехи в освоении этого навыка, нам необходимо определить и изолировать каждый из этих элементов. Ниже я приведу список того, что должен уметь говорящий, чтобы его общение оказалось результативным.
Фонологические особенности речи (раскрываем секреты)
Нам необходимо четко воспроизводить особенности речи, чтобы понимать и быть понятыми. Что это за особенности:
- отдельные звуки – согласные, гласные, дифтонги (как в слове day) и трифтонги (как в слове here);
- правильное ударение в слове. Например, banana – ударение падает на второй слог, первый и третий – безударные;
- фразовое ударение – выделение интонацией слов в предложении. Например: Go to bed! Первое и третье слова под ударением, второе – нет;
- ритм речи в целом. В английском языке, как правило, ударные слоги располагаются на равных промежутках;
- интонация: восходящая, нисходящая, нейтральная, и т.д.;
- особенности связной речи, когда звуки соединяются. Например, всем известный doesn’t, или появление звука [j] во фразе I am, опущение звука [t] во фразе I don’t know, замена звука [t] на [p] в словосочетании white bag.
Соблюдение правил языка
Говорящие должны понимать и следовать правилам языка на уровне слова, предложения и текста. Что это подразумевает:
- подбор подходящих слов. Говоря, нам нужно обдумывать значение слова, его коннотации, уровень формальности, жанровость и те слова, с которыми оно обычно сочетается (словосочетания).
- использование грамматических структур для связывания предложений;
- использование особенностей общения для кратких и долгих оборотов. Например, использование таких фраз, как This is the problem…, So …, I believe ….
Паралингвистические приёмы
Те, кто говорят на иностранном языке, должны быть способны использовать паралингвистические приёмы как средство общения. Есть много определений этих приёмов, и вот те из них, которые не задействуют слова:
- невербальные средства: жесты и выражения лица
- язык тела: зрительный контакт, поза, движения головы
- изменение громкости голоса: шепот, крик, звуки, заполняющие паузы
Коммуникативные функции
Тот, кто говорит должен быть способен узнать, понять и использовать коммуникативные функции речи. В том числе:
- понимание коммуникативных функций слов и грамматики. Например, почему возможен такой диалог: А: “Did you wash up this morning?”, B: “I’ve been in bed all day with a cold”.
- также необходимо различать вариации в интонации и скорости произношения такой фразы, как например: “Do you know who I am?”
- понимание функций интонации и перемещающегося ударения: “Oh, really?” – эта фраза может быть произнесена с совершенно не похожими друг на друга интонациями, отчего расшифровать её бывает затруднительно (придётся учитывать многие факторы). Или, например, фраза “I said four apples”.
- узнавание таких структур как повторения, перифраз, паузы – понимание их функции;
- узнавание нелингвистических особенностей, таких как громкость и тон.
Социальное значение
Говорящий должен понимать и правильно использовать социальное значение речи. Не следует забывать о:
- подходящем использовании формального и неформального языка;
- том, какую коннотацию несёт в себе слово. Например, предлагаю Вам, дорогой читатель пораскинуть мозгами над словами thin, slender, skinny;
- том, как следует попросить человека что-либо сделать. Сравните: “Help me with this” и “Would you mind helping me please?”
- важности социальных факторов: статус, возраст, пол;
- принципах ведения диалога: прерывание собеседника, выдерживание пауз – всё это может разниться от страны к стране;
- правилах вступления, поддержания, управления и выхода из диалога.
Вывод
Общение включает в себя множество аспектов, как видно из вышеприведённых примеров. И успех коммуникации зависит от умения говорящего правильно ими воспользоваться.
Буду признателен вам за комментарии и пожелания.
С любовью, Максим Громов