Перевести страницу
0
Корзина пуста

Блог МАКСИМА ГРОМОВА (для обучающих и обучающихся)

Портфолио

Портфолио в преподавании иностранных языков


«Хулио, где твоё портфолио?»


Портфолио – очень популярный и эффективный способ мотивировать слушателей. Они могут привнести забавный взгляд на иностранный язык и помочь в размышлениях над целями, способами изучения материала и достигнутыми успехами.

В этой статье вы прочтёте о:

  • Краткой истории языковых портфолио (европейский опыт)
  •  Том, что же такое языковое портфолио?
  • Преимуществах
  • Трудностях в использовании


Краткая история языковых портфолио (европейский опыт)


Учителя и ученики работают с языковыми портфолио с середины 90-х годов прошлого столетия, а в период с 98 по 2000 пилотные проекты языковых портфолио были запущены в Европе. О них написано много; в интернете можно найти множество примеров.

Многие УМК (учебно-методические комплексы) теперь содержат в себе материалы по языковым портфолио. Например: создание «паспорта» ученика и контрольный список учащегося (пример контрольного списка - Teacher Assessment Checklists – в разделе документы на этом сайте). А во многих европейских школах портфолио стоят на полках в учебных кабинетах.


Что же такое языковое портфолио?


Это коллекция индивидуальных работ учащегося, объединённых в одну папку. Их можно пополнять по мере продвижения в изучении языка. Как правило такие портфолио состоят из 3-х частей:


  1. Паспорт. 

Здесь содержится фактическая информация о студенте. Тут можно найти прошлый опыт в изучении языка. Также в этой части могут содержаться сертификаты и документы, подтверждающие квалификацию, которые показывают уровень студента по международной классификации. Для учащихся младшего возраста это могут быть сертификаты, грамоты и дипломы, которые они получили, находясь в летнем лагере, или после участия в олимпиаде. Также в этом разделе может содержаться любое подтверждение «причастности» к иностранному языку: билет в театр на постановку на иностранном языке, билеты, подтверждающие поездку за рубеж, билеты в кино, музеи, выставки (на иностранном языке).


2. Языковая биография


В этом разделе обычно содержится личная история учащегося о его опыте в изучении языка. Например, это может быть краткий рассказ о летнем лагере, о сертификате, который он или она там получили. В этот раздел будет также полезно включить материалы по самостоятельной оценке своих знаний, учений и навыков, а также целей, которые может себе поставить учащийся. Возможные цели: прохождение специфического экзамена, посещение курсов, перелом языкового барьера, поездка в другую страну для общения с носителями язык*.


*Под носителями языка лично я подразумеваю тех, кто более-менее адекватно выражает свои мысли на изучаемом языке. Я не беру в расчёт «египетский английский» и прочие извращения. В английском языке есть термин “native speaker” (говорящий с рождения), но к сожалению в русском языке ему нет осмысленного соответствия, и нам приходится довольствоваться лишь «носителем языка», а разве человек, который говорит на языке не является его носителем? Поэтому вижу острую необходимость внести различия (обращаюсь к филологам) между «носителем языка» и тем, кто говорит на языке с рождения.


3. Досье.


Это собрание работ в течение курса, которое показывает уровень владения языком. Оно (собрание) может включать в себя исправленные домашние работы, тесты, экзамены, проектные работы, аудио, видео материалы – словом всё то, чем может похвастаться студент (слушатель) за время учёбы.


Преимущества портфолио


  • Подстёгивают мотивацию у студентов. У них появляется нечто личное, что они могут надстраивать и развивать с течением времени. Некое вещественное доказательство проделанной работы.
  • Портфолио помогает углублённо размышлять о способах изучения материала, о достижении целей. Это целый творческий процесс, ведь при создании такого документа от слушателя будут требоваться модификация, пересмотр, улучшение, организация материала.
  • Студенты будут искать культурный опыт, у них буду открываться глаза на появляющиеся возможности.
  • С преподавательской точки зрения, портфолио ведёт к большей автономности учащегося, ведь подключается такой важный элемент как оценивание самого себя, ответственность за личный результат.


Трудности работы с портфолио

  • Хранение портфолио. Если мы имеем дело с большим классом мы рано или поздно столкнёмся с проблемой нехватки места. Отдавать портфолио на откуп ученикам (студентам) я бы не советовал, потому что зачастую имеет место временная утрата контроля над материалом, ну или попросту «потеря».
  • Время на проверку. Его может тратиться очень много на предмет организации, содержания и последовательности изложения материала. Поэтому имеет смысл завести «контрольный список» для такой деятельности и раздать его слушателям.


В общем и целом вы сами можете видеть, что плюсы значительно перевешивают минусы. С течением времени и приобретением опыта придёт осознание того, что всё-таки портфолио сильный инструмент мотивации и наглядности. Творческий подход в изучении языка, который он «дарит» не пройдёт бесследно ни для учителя, ни для учащегося.


Я искренне благодарю вас, дорогой читатель, за прочтение данного материала и буду крайне признателен, если вы оставите пару слов ваших впечатлений под этой статьёй. Регистрация не требуется.


С любовью, Максим Громов.




Нет комментариев Добавить комментарий