Перевести страницу
0
Корзина пуста

Блог МАКСИМА ГРОМОВА (для обучающих и обучающихся)

Общение (часть первая)

Общение в группах обычно носят различный характер – от очень неформальных дружеских до строго структурированных и захватывающих обсуждений.

В обоих случаях мы имеем дело с определённым количеством специфических навыков, которые необходимы тем, кто изучает язык. Эти навыки, при должном их развитии, призваны внести большой вклад в групповые обсуждения на иностранном языке.



Рассматриваемые вопросы:

  • Зачем развивать навык групповых обсуждений?
  • Типы обсуждений
  • Полезные второстепенные навыки для слушателей
  • Организация групповых обсуждений
  • Предоставление и поощрение обратной связи
  • Вывод


Зачем развивать навык групповых обсуждений?

Этот навык крайне полезен в повседневной жизни, т.к. мы регулярно общаемся с друзьями, семьёй, коллегами. Это общение варьируется от неформальной болтовни о привычных вещах до более серьёзных тем, таких как обсуждение свежих новостей или задачи, которую надо решить.

  • Ко всему прочему, групповое общение всё чаще используется при приёме на работу (в процессе отбора кандидатов). Формат проведения варьируется, но суть необходимых навыков присутствует в каждом из них.
  • Ещё один важный пункт в копилку обсуждений в группах – возможность продолжительного говорения (и слушания), и все вытекающие из этого положительные последствия.


Типы обсуждений

Много различных вариантов возникают ежедневно вокруг нас. Варианты общения в различных группах людей при различных обстоятельствах. Эти виды «взаимодействия» можно воссоздать в рамках класса. Это такие ситуации общения, когда:

  • Слушатели должны принимать решения (напр. Решить кого пригласить на вечеринку и где рассадить)
  • Поделиться мнениями по определённой теме (напр. Обсудить домыслы о смертной казни)
  • Создать что-то (напр. Спланировать и создать плакат, в качестве средства обратной связи по языковому курсу)
  • Решить задачу (напр. Обсудить ситуации в рамках серии логических задач)

Некоторые обсуждаемые тему могут распадаться на несколько категорий, но при этом необходимо учитывать вариативность форматов, к которым слушатели могут применить свои полученные навыки.


Полезные второстепенные навыки для слушателей

Слушателям крайне важно развивать в себе способность:


- Анализировать

Этот навык может быть развит с помощью индивидуальных тем и упражнений на мозговой штурм (карты памяти Тони Бьюзена в том числе) всех возможных дополнительных тем, которые можно обсудить. Слушатели могут объединять свои записи, оценивать и анализировать релевантность каждой дополнительной темы, которую предлагают их партнёры (по обсуждению). Затем, коллективно, слушатели делают большой список (на флип-чарте) или создают карту памяти (Тони Бьюзен) и обсуждают как могут быть указанные дополнительные тематики связаны друг с другом, и, наряду с этим, приводить примеры и выдвигать свои аргументы.


- Убеждать

Этот навык полезен, когда слушателям необходимо принять решения по выполнению определённых действий (например, решить, какого кандидата принять на работу). Вот хорошее упражнение для развития этого навыка. Дать указанную тему о приёме на работу группе слушателей и попросить их принять решение, исходя из профиля идеального кандидата, для которого они должны сформировать список из 7 прилагательных. Затем слушатели перегруппировываются, и стараются убедить других, в том, что их список лучший, и сами, тем временем участвуют в формировании второго списка. Участники групп, которым удаётся сохранить свои прилагательные (ключевые навыки идеального сотрудника) объявляются победителями. Для дальнейшей работы преподаватель в течение данного обсуждения конспектирует слова и фразы, которыми пользовались студенты. Это обеспечит качественную обратную связь и работу над «ошибками».



- Контролировать эмоции

Этот навык может быть отработан тогда, когда преподаватель запускает противоречивую тему, например «Друзья важнее семьи» и затем просит выдвинуть свои решения «за» и «против». Возможны также варианты, что у кого-то не будет мнения вовсе. Слушатели должны делать пометки для дальнейшего развития обсуждения. Далее происходит разбитие по мини-группам с учётом того, чтобы в группах были различные мнения по этому вопросу. Главной задачей этого упражнения является сохранение спокойного голоса и как можно более тщательного контроля эмоций.


- Использовать функциональные советы

В зависимости от типов групповых обсуждений, которые вы планируете (как преподаватель) бывает полезно выписывать на доску или раздавать в качестве инструкций функциональные подсказки, на которые могут опираться слушатели. “Giving reasons” (выдвиньте причины), “Giving your opinion” (выскажите ваше мнение), “Agreeing or disagreeing” (согласитесь или не согласитесь) – вот примеры таких подсказок.


Организация групповых обсуждений

Необходимо учитывать несколько вещей при организации групповых обсуждений в классе, чтобы они прошли успешно.

  • Выделите слушателям время для планирования ответы: индивидуально или в маленьких группах. Не стоит просто называть тему и говорить «Поехали»! Часто бывает полезным обсудить связанную с темой лексику, или функциональные подсказки, которые могут быть полезными.
  • Выбирайте те темы, в которых, по вашему мнению, и вы и студенты будут чувствовать себя уверенно и заинтересованно.
  • Соблюдайте баланс между вступлением и практикой.
  • Используйте различные стили и типы обсуждений.
  • Изменяйте размер групп.


Предоставление и поощрение обратной связи

Обратная связь может быть представлена в разном виде и варьировать её – замечательная идея. Студенты и слушатели могут наблюдать друг за другом во время групповых обсуждений и делиться обратной связью с преподавателем (по заранее оговоренным областям).

В дополнение к этому слушатели могут сделать «Коллективное обсуждение итогов», когда по окончании обсуждения все смогут выразить свою точку зрения.

Ко всему прочему работу группы можно записать на видео (если никто не против), и потом фрагментарно провести анализ в этой же группе. Некоторые находят это занятие чрезвычайно полезным.


Вывод

Как мы могли заметить, групповые обсуждения могут быть различного формата и, несомненно, полезны всем. Эти упражнения можно организовывать при подготовке к собеседованию на работу или в качестве расширенной разговорной практики с целью повышения беглости речи. Также важно учитывать дополнительные навыки, которые подключаются при таких обсуждениях и убедиться в том, что групповые обсуждения развивают и их. И наконец, варьирование и структурирование обратной связи поможет слушателям определить зоны возможного улучшения.


Благодарю вас за прочтение.


Буду счастлив видеть ваши комментарии и вопросы, я всегда открыт для обсуждений.


С любовью, Максим Громов.


Нет комментариев Добавить комментарий